Относительно нечистых помыслов будь осторожнее. Замечаешь поползновение к греху, положи два поклона Владычице с
молитвой: «Пресвятая Богородице, молитвами родителей моих спаси меня
грешного». Дух родителей твоих сольется в молитве с духом твоим. Евангелие надо читать внимательнее. Так как молитва «Отче наш» есть сокращенное Евангелие, то и подходить к ней нужно с должным приготовлением. Постясь телесно, постись и духовно, не дерзи никому, а особенно старшим, этот пост будет выше телесного. Трудись над воспитанием своих младших братьев и сестер; влияй на них
примером, и помни, что если в тебе есть какие недостатки, они их легко
могут перенять. А Господь потребует отчета в этом деле. Делать добро есть наш долг (против тщеславия). Непосильных подвигов брать на себя не должно, но если на что решился,
то должен исполнять во что бы то ни стало. В противном случае раз не
исполнишь, другой, третий, а там будешь думать: зачем ты и делал-то
это, так как это совершенно напрасно. (Стойкость в добром, без чего
невозможно возрастание духовное). Никогда не обращайся с
Евангелием так, как с гадательной книгой; а если явятся какие-нибудь
важные вопросы, посоветуйся с более сведущими людьми. К чтению Евангелия надо подходить с молитвенным настроением. Построже, построже в духовном посте; т.е. учись владеть собой, смиряйся, будь кроток. Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри сейчас же на
себя, не ты ли этому причина. Когда нападуют на тебя нехорошие мысли,
особенно в храме, представь себе, пред Кем ты предстоишь, или открой
свою душу и скажи: «Владычице, помоги мне». Если, прикладываясь к образу, смущаешься какими-нибудь (маловерными и др.) помыслами, молись до тех пор, пока они исчезнут. Надо считать себя хуже всех. Хочешь раздражиться, отомстить или другое
что сделать, скорее смирись. Мы должны спасать себя и других. Строже
следить за собой, а к другим быть снисходительнее, изучать их, чтобы и
относиться к ним так, как требует того их положение, характер,
настроение; например: нервный человек, необразованный, а будет
требовать от одного спокойствия, от другого — деликатности, или еще
чего-нибудь, так это будет безрассудно; и мы должны строго следить за
собой. Если появятся маловерные помыслы, особенно перед причащением, скажи сейчас: «Верую, Господи, помоги моему неверию».Относительно письменной исповеди. Недостаточно того — перечислил
все грехи и конец, и ничего не получилось; а нужно, чтобы грехи
опротивели, чтобы все это перегорело внутри, в сердце, когда начнешь
вспоминать... и вот тогда-то уж грех будет противен, и мы уже не
вернемся к нему, а то тут же и опять за то же. — А если забудешь? — А
если что больно, того не забудешь, где у меня болит, тут я и укажу. Всегда надо говорить правду, а если принуждают сказать ложь, то надо
поговорить с человеком и повернуть дело так, чтобы спасти того, кто
заблуждается, заставляя это делать; например: я никогда не лгал и
лгать не буду, а если тебе так нужно, то я, пожалуй, сделаю это, только
если возьмешь это на себя, и т.п. Не надо осуждать других;
в чужом доме, если подадут скоромное в постный день не надо
пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел
усилением либо телесного поста, а главное — духовного: т.е. не
раздражаться, не осуждать и пр. Во всем надо так поступать:
вот что-нибудь нужно сделать — сейчас вспомни, как бы тут поступил
Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так
постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя. Ничего не благословляю говорить о других такого, что может о других
распустить нехорошую молву; а назидательное, полезное — долг наш
говорить. Живешь больше умом, мыслию, плохо развито сердце, нужно развивать его: представляй себя на месте других. Если бы так легко было спасаться, так давно мы все были бы святыми. К окружающим нас мы должны относиться со всяким вниманием, а не
небрежно, тогда и Господь, видя наше внимание, и нам окажет внимание. В храме подальше становись от тех, кто любит разговаривать. Воскресший Господь требует нашего воскресения. Не смей, не смей гордиться, гордиться нечем, 1/100 долю видишь за собой, а 99 не видишь.